Версия для слабовидящих
Комсомольский-на-Амуре
городской архив

"Первый самолет города юности" (к 100-летию основания ОКБ "Туполев")

Здравствуйте, ребята!

Сегодня я хочу рассказать вам об одном замечательном человеке и деле всей его жизни, которое впоследствии прославило нашу страну и наш родной город Комсомольск-на-Амуре. Знаете ли вы, что в 2022 году в России будет отмечать 100-летие своего основания опытно-конструкторское бюро "Туполев"? Это авиационное проектно-конструкторское бюро, которое было создано 22 октября 1922 года выдающимся российским и советским авиаконструктором, академиком, трижды Героем Социалистического Труда и просто талантливым человеком – Андреем Николаевичем Туполевым (1888-1972 гг.).

В 1923 году в стенах уже созданного им конструкторского бюро Андрей Николаевич разработал свой первый лёгкий самолёт смешанной конструкции (АНТ-1). Под его руководством проектировались бомбардировщики и разведчики, пассажирские, транспортные и морские истребители, специальные рекордные самолёты, а также аэросани, торпедные катера, гондолы и мотоустановки.

За 100 лет существования в стенах опытно-конструкторского бюро «Туполев» было разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов, малых судов и аэросаней. На самолётах этого предприятия было установлено около 280 мировых рекордов по дальности полёта и грузоподъёмности.

Продукция конструкторского бюро во многом определила лицо отечественной авиации. Мировую известность получили боевые самолеты предприятия: в предвоенные и послевоенные периоды это бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3, СБ, Ту-2, Ту-4, Ту-16, Ту-22, Ту-95, а в последние годы многорежимные машины – Ту-22М3, Ту-160, Ту-95МС. Эти современные самолеты составляют в настоящее время основу дальней авиации России.

В области гражданского самолетостроения опытно-конструкторское бюро «Туполев» с самого начала стало лидером в проектировании и строительстве магистральных самолетов – Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-154, которые принесли предприятию всемирную славу. Вершиной того времени стало создание первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета – Ту-144.

Как видите, ребята, на предприятиях опытно-конструкторского бюро "Туполев" было создано огромное количество самых разных летательных аппаратов. Но нас будет больше всего интересовать один из этих самолетов – АНТ-7 (Р-6). Ведь именно этот самолет имеет самое прямое отношение к истории нашего города Комсомольска-на-Амуре и авиастроительного завода.

Первый опытный экземпляр самолета Р-6 был построен в сентябре 1929 года. Ему принадлежит особое место в истории отечественного самолетостроения. Например, в 1937 году в ходе операции по высадке исследователей в Арктике летчик П.Г. Головин выполнил на самолете Р-6 первый полет над Северным полюсом.  В военной авиации Р-6 использовался как тренировочный, для перехода летчиков на скоростные самолеты. Во время Великой Отечественной войны на этих самолетах осуществлялись военные перевозки до 1944 года.

Многоцелевой самолет Р-6 – самолет-разведчик, истребитель дальнего сопровождения, бомбардировщик и торпедоносец – стал первой машиной, построенной на Комсомольском авиационном заводе № 126.

Строительство авиационного завода № 126 в г. Комсомольске-на-Амуре началось в 1934 году. Одновременно со строительством цехов и жилых домов для работников завода проводились испытания экземпляров самолета Р-6, которые прислал завод № 22 из г. Москва. Полученные при испытаниях данные позволили усовершенствовать конструкцию самолета Р-6 и наладить выпуск продукции собственного производства.

На авиационном заводе изготовление самолета проходило в условиях острой нехватки оборудования и квалифицированных рабочих. Р-6 собирались из неиспользованных заделов деталей, узлов и агрегатов разных модификаций, привезенных в г. Комсомольск-на-Амуре вместе с технической документацией с двух заводов Москвы и Таганрога.

1 мая 1936 года первый самолет Р-6 собственного производства был передан из сборочного цеха на испытания. На заводе в то время еще отсутствовала летная служба и для испытания первых самолетов пригласили летный состав из воинской части. Кроме того, к моменту проведения испытательного полета еще не была полностью построена заводская взлетно-посадочная полоса. Поэтому для проведения испытаний самолет оснастили поплавками, что позволило взлетать и садиться на водную поверхности реки Амур. Испытательные полеты успешно провели летчик Д.И. Буткин и бортмеханик С.У. Богданов.

После ввода в эксплуатацию заводской взлетно-посадочной полосы, самолеты Р-6 использовались для организации регулярного авиасообщения между Комсомольском-на-Амуре и Хабаровском.

Программа выпуска Р-6 с 1936 по 1938 гг. на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе завершилась сборкой всего 20 машин, но это дало комсомольским авиастроителям важный опыт, позволивший перейти к строительству более современных и сложных самолетов.

История строительства самого авиационного завода и первой его продукции – самолета Р-6 – неразрывно связаны между собой. Именно поэтому этот важный период в жизни завода было решено увековечить для будущих потомков. Памятник самолету Р-6 был установлен на территории Филиала ПАО "Компания "Сухой" Комсомольского-на-Амуре авиационного завода им. Ю.А. Гагарина" 14 августа 1987 года. Это единственный памятник самолету на территории завода – макет в масштабе один к одному, так как к 1987 году найти уцелевший вариант самолета Р-6 не представлялось возможным.

Вот так летательный аппарат Р-6 не только оставил заметный след в истории отечественного авиастроения, но и стал первой продукцией авиастроительного завода нашего города и важнейшим этапом развития комсомольского самолетостроения.