Версия для слабовидящих
Комсомольский-на-Амуре
городской архив

"Комсомольск начинался с палаток"

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня наш урок пройдет не совсем обычно. Мы с вами побываем в "Комсомольском-на-Амуре городском архи­ве" где и познакомимся с интересными фактами строительства нашего горо­да. Увидим подлинные документы и фотографии тех лет, познакомимся с воспоминаниями первостроителей.

А вы знаете, когда было начато строительство нашего города? (узнать ответ). Да в 1932 году.

С целью выбрать площадку под новостройку, прибыла в село Пермское комиссия во главе с заместителем Народного Комиссара обороны СССР Га­марником Яном Борисовичем. На основании выводов этой комиссии 23 февраля 1932 года Советское правительство решило начать в районе села Пермского и стойбища Дзёмги (от нанайского слова «Джонко» - березовая роща) строи­тельство предприятий тяжелой промышленности.

Перед началом строительства в Пермском проживали около 400 чело­век. Население занималось рыбной ловлей и имело подворья. В селе имелись начальная школа, изба-читальня, почта и фельдшерский пункт. Органом вла­сти являлся Сельсовет.

10 мая 1932 года пароходы «Коминтерн» и «Колумб» высадили на ле­вом берегу Амура около тысячи первых строителей города. Вот видите при­каз № 1 от 10 мая 1932 года начальника строительства "Дальпромстрой" Ио­сифа Каттеля. Сегодня об этом событии напоминают памят­ный камень и памятник первостроителям.

Приехавшие по комсомольским путевкам в дикий таежный край доб­ровольцы жили в бараках, шалашах и армейских палатках, в затерянной глу­ши, среди необжитой тайги и болот.

6 июля 1932 года комсомольцы обратились с просьбой к вышестоящим органам государства о переименовании села Пермского в город Комсомольск. А уже 10 декабря селение Пермское, в районе которого силами комсомольцев шла стройка, было переименовано в город Комсомольск-на- Амуре. На конвертах своих писем комсомольцы так и писали: Комсомольск- на-Амуре, 10-я линия, 4-й шалаш. Двенадцать линий по 10 шалашей в каж­дой — таким был первоначальный облик нашего города, а со временем его жители стали называться «комсомольчанами». Только в течение 1932 года сюда прибыло около 6000 комсомольцев.

Строительство города шло в тяжелейших условиях. Людей проверяла на прочность не только погода, но бытовые условия (Ф № 32, оп. 1, д. 152, л. 15). Так осенью 1932 года обострилась обстановка с обеспечением продо­вольствия. К 05 октября 1932 года на площадке строительства завода № 126, по подсчетам оставалось муки на 5 дней, крупы на 6 дней, рыбы и мяса со­вершенно нет. Норма хлеба распределялась следующим образом:

Группа "А" – 1000 гр.

Группа "Б" – 800 гр.

Группа "В" – 600 гр.

Первостроители жили в палатках, в наспех сколоченных амбарах, в землянках, в бараках, на чердаках. Нехватка полноценного питания, отсутст­вие элементарных бытовых условий привели к росту числу таких заболева­ний как цинга, куриная слепота, брюшной тиф.

В 1932 году при численности населения 8220 человек умерло 104, из них 33 ребенка. Основные причины детской смертности: корь, воспаление лёгких, дизентерия. У взрослых - брюшной тиф и воспаление лёгких. В 1933 году к причинам смертности добавляется цинга. Если в январе от цинги уме­ло 2 человека, то в мае - 39. От цинги перестали умирать только в сентябре. Всего при численности населения в 15000 человек в 1933 году умерло 471 чел., из них от цинги – 117 чел.

Правительство СССР было озабочено медленными темпами строитель­ства авиационного завода. Стране, выгнавшей иностранных интервентов и поднимающейся из пепла гражданской войны, был необходим мощный про­изводственный центр на Дальнем Востоке. Безопасность ее восточных гра­ниц должен был обеспечить Комсомольск-на-Амуре своей промышленно- оборонной мощью. Однако работы шли чрезвычайно медленно, никакие при­зывы и лозунги не могли превозмочь нехватку инструментов, людей. Для ус­корения работ правительством было принято решение прислать на помощь стройке военных строителей. Ледовый переход Хабаровск - Комсомольск со­стоялся зимой 1933-1934 года.

В состав Отдельного строительного корпуса (ОСК) входили 15 отдель­ных батальонов по 1000 красноармейцев со строительными специальностя­ми, объединенных в 3 бригады. 6 батальонов первой военно-строительной бригады (комбриг В. Мадинников) спешным порядком отправились в 400- километровый путь от Хабаровска до Комсомольска по торосистым льдам Амура и по бездорожью. Положение усугублялось сильными морозами, вет­ром и пургой. Лыжники шли по ледовой целине в шинелях, преодолевая сильный ветер и заносы колючего снега. Чтобы защитить лицо от мороза, воинам на 100 человек выдавали бочку животного жира. Часть этого жира воины мазали на хлеб. Когда шли по Амуру, местные жители помогали им рыбой. Отдыхать им приходилось прямо на льду, но воины не роптали, на ночлег они располагались с шутками. К чести командиров, переход завер­шился без человеческих потерь и даже без обморожений и заболеваний.

Военными строителями возведены многие жилые дома в центре и на Дзёмгах, первые школы города, клубы, они выполняли задание по реконст­рукции лесопильного завода, расширению кирпичного завода №1, самое ак­тивное участие принимали в строительстве ТЭЦ авиа- и судостроительного заводов, завода Амурсталь. 6500 квалифицированных работников — это бы­ла сила. В память о подвиге этим людей в 2002 году установлен памятник "Воин-строитель" автор С.В. Николин.

Уже к 1936 году население города составляло 60 тыс. человек.

В городе организовывались школы, рабфак, кружки грамоты, где мо­лодежь не только изучали общественные науки, но и изучали языки немец­кий и английский. Открывались спортивные секции.

В ноябре 1936 года прибыл первый поезд по магистрали ВолочаевкаКомсомольск. По этому поводу был проведен торжественный пленум город­ского. Эта железнодорожная ветка со­единила город Комсомольск с основной магистралью Дальневосточных же­лезных дорог.

К 1938 году население города составляет около 120 тыс. человек. Око­ло 70% - молодежь. 10600 чел. - дети школьного возраста и 10500 чел. дети дошкольного возраста.

Построен ряд школ, в совокупности на 5000 мест. Этого количества было катастрофически мало. Многим учителям приходится жить прямо в школе.

Введен в эксплуатацию больничный городок на 430 больничных коек, на территории завода № 199 (территория ОАО "АСЗ"). Родильный дом, две поликлиники. Большинство медицинского персонала проживало в тяжелых условиях, в бараках, общежитиях и даже в детских яслях.

В городе функционировало 4 столовых, расположенных в бараках. Этих столовых не хватало. Город имеет 58 торговых точек.

Работали две бани на 325 чел. в час. Эти бани могли обеспечить по­мывку строителей только 1 раз в 40 дней. Прачечных не было. В городе имелась всего две клуба. Кинотеатра не было.

Но, ни тайга, ни болота, ни палатки, ни мошкара, ни комары, ни болез­ни, ни непредсказуемый климат, ничто не повлияло на энтузиазм строителей нашего города, города Комсомольска-на-Амуре.

Сегодня Комсомольск-на-Амуре - крупный промышленный, науч­ный и культурный центр Дальнего Востока, третий по величине город в Дальневосточном Федеральном округе, центр промышленной агломерации, включающей еще город-спутник Амурск, а также более десяти населенных пунктов городского и сельского типов.