Версия для слабовидящих
Комсомольский-на-Амуре
городской архив

"Детство города юности"

В ходе исторического развития нашей страны возникла необходимость создания новых опорных баз в восточных районах. 23 февраля 1932 года Советское правительство приняло решение начать строительство предприятий тяжелой промышленности в районе села Пермского и стойбища Дзёмги (Ф. Р-176, оп.1, д.6, л.3,4).

10 мая 1932 года пароходы "Колумб" и "Коминтерн" высадили на левом берегу Амура около 1000 первых строителей города. 10 декабря этого же года селение Пермское, в районе которого силами комсомольцев шла стройка, было переименовано в город Комсомольск-на-Амуре. Приехавшие по комсомольским путевкам в дикий таежный край добровольцы жили в шалашах и армейских палатках, среди необжитой тайги и болот. 12 линий по 10 шалашей каждая - таким был первоначальный облик нашего города.

  Временами казалось, что сама природа восставала против строительства города и будущих заводов: зимой 1932-1933 года на стройке разразилась цинга, у людей кровоточили десны, многих поражала "куриная слепота" (когда к концу светового дня полностью пропадало зрение), не хватало рабочих инструментов, одежды.

Все трудности и трагедии первостроителей города не перечислить, однако, уже 1 июля 1932 года вышел в свет первый номер газеты "Амурский ударник" (ныне "Дальневосточный Комсомольск"). 6 ноября был открыт клуб – кинотеатр "Ударник" (ныне на это месте находится краеведческий музей).

12 июня 1933 года в торжественной обстановке был заложен первый камень судостроительного завода. 18 июля 1934 года состоялась закладка авиационного завода. И в невероятно короткие сроки эти заводы дали стране долгожданную уникальную продукцию.

В 1934 году открылся первые детские ясли и дом отдыха, начала работать электростанция.

1935 год – установлена постоянная телефонная связь с Хабаровском, началось строительство завода "Амурсталь", заработала первая ТЭЦ. Уже в августе 1935 года в городе заработал первый детский сад (принимавший детей с ясельного возраста (с 3-х месяцев) и до 7 лет). Детей по списку числилось 60, их разделили по возрастам и по группам. В старших группах детей обучали письму букв и цифр, чтению и решению задач в пределах десяти.

Вот как описывали свои впечатления работники первого детского сада: "Коллектив оказался молодой, задорный, включились дружно в работу, шли во все организации, где можно было достать что-либо для детского сада, строители нарезали бруски разной величины и формы - это был строительный материал.

В пошивочной мастерской дали обрезки от цветных тканей, пустых катушек из под ниток. Вылепили из глины головы-болванки, которые оклеили бумагой, получили головы из папье-маше, раскрасили, нашили кукол. Из катушек и спичечных коробков наделали мебель и других игрушек, каждый проявил фантазию и мастерство.

Насушили лесных цветов, листья папоротника и разных деревьев, наклеили на белое полотно, получили шторы на окна. Покрасили в разные цвета акварельной краской пшено, набили бутылочного цветного стекла и даже засушили кетовую икру. Всем этим посыпали картон смазанный столярным клеем и получились рамки на картины и портреты. Оформили вешалки для полотенец в каждой комнате вбив гвозди в стену.

Сад работал в две смены с 7 утра до 7 вечера, детей принимали сами воспитатели, т.к. медика не было. На музыкальные занятия детей водили в клуб "Ударник" и клуб 25 стройбатальона, потому что пианино было только там. Играли, ели, занимались и спали дети в одной комнате, где ставили раскладушки, которые стояли в уголке этой же комнаты.

Зимой делали во дворе из снега горки (деревянные появились позже), двор и веранду украшали гирляндами из цветного льда, замороженного в консервных банках" (Ф. Р-176, оп.1, д. 6, л.134-136).

Город рос и развивался невероятно быстрыми темпами: происходила закладка новых заводов, строились дома, школы, садики, хирургический и терапевтический корпуса больницы, бани, спортивные стадионы, водная станция, пионерские лагеря.

Росло население города - первый ребенок в Комсомольске родился в декабре 1932 года - Лена Коробейникова. В конце 1932 года в Комсомольске жило 5,9 тысяч человек, в 1933 - 15 тысяч, в 1934-м- 24 тыс., в 1936 году - свыше 60 тысяч (Дороднов Е.В. Знакомьтесь: Комсомольск-на-Амуре. путеводитель-справочник, л.38).

В 1936 году - открыта первая городская библиотека, заработала радиостудия, в город прибыл первый поезд (до этого в город можно было добраться только по Амуру или на грузовых машинах), а также новым авиационным заводом был выпущен первый самолет Р-6 - разведчик, истребитель.

Люди трудились не жалея своих сил, самоотверженно, порою даже в ущерб собственному здоровью, но все это делалось на благо общества и развития города.

В апреле 1937 года открылся драматический театр. В 1938 году спущен на воду первый корабль, собранный на временной верфи судостроительного завода. Также в этом году началось строительство дома обороны и физкультуры, дома пионеров и школьников. А также 10 октября был открыт индустриальный техникум (ныне политехнический техникум), провели закладку новых заводов – Амурсталь и Амурлитмаш.

И если в 1932-1933 годах город в основном представлял собой шалаши и землянки, то уже к 1941 году появились улицы с двухэтажными кирпичными  домами.

Вот как описывает город Комсомольск-на-Амуре 1941 года в своих воспоминаниях Анна Бутовская, очевидица тех событий: "Мы жили около Амура, недалеко от центральной улицы - проспекта им. Сталина (теперь пр. Мира). Там стоял ряд деревянных 2-хэтажных домов, где не было ни электричества, ни центрального отопления, ни канализации. По вечерам зажигали керосиновые лампы, топили печи и приносили воду из водопроводной колонки. Улицы в точном смысле этого слова не было, т.к. не было противоположной стороны - просто шла тропинка вдоль домов по пустырю, на котором располагались только разные хозяйственные постройки: сараи, стойла для коров, курятники, столбы с натянутыми веревками для сушки белья - одним словом, вполне деревенский пейзаж. Вдалеке блестела вода - там было озеро Мылка, и оттуда мимо домов шла узкоколейная железная дорога, она выходила на проспект Сталина, тянулась до строящегося Дворца Культуры и сворачивала вправо, туда где появилась Аллея Труда; узкоколейка вела к судостроительному, 199 заводу, и по ней днем и ночью сновали паровозики-кукушки, тащившие платформы с бревнами, кирпичами, углем; на этих же платформах ехали на работу люди с Мылки и Парашюток (так называли несколько Парашютных улиц). Никакого пассажирского транспорта в городе не существовало, по городу ходили пешком, в отдельные районы ездили на попутном или грузовом транспорте.

А на проспекте Сталина начинались контрасты: мостовая была вымощена булыжником однако тротуаров не было и идти приходилось по неровной глинистой почве…Этот путь шел вдоль огромных кирпичных домов…и это были настоящие городские дома, с электричеством, центральным отоплением и горячей водой, с квартирами, где жили военные, городское начальство, и не нужно было топить печи" (А. Бутовская. Комсомольск - школьные годы военные…, л.6-7).

 Нападение фашисткой Германии на нашу страну сильно изменило жизнь всех жителей страны в целом и нашего города в частности. "Уже на следующий день, 23 июня, были демонтированы высокие трубы на судостроительном заводе и прекратились его утренние (в 8 часов утра) и вечерние (в 6 часов) протяжные гудки, по которым мы проверяли время. По радио было передано требование замаскировать окна; в домоуправлении нам выдали большие рулоны плотной темно-синей бумаги, и все 4 года войны мы каждый вечер раскатывали эти рулоны, подвязанные под потолком, плотно закрывая окна до подоконника. Затем объявили о необходимости рыть окопы: ожидая агрессии Японии. Взрослые и подростки рыли окопы вдоль Амура и с двух сторон узкоколейки, сажали кусты для маскировки" (л.9).

Занятия в школах города начались как обычно - 1 сентября, однако на первом же уроке было объявлено, что все дети с 7-го по 9-е классы должны отправиться работать в пригородные хозяйства на уборку картошки. "Жили дети в бараках, где вдоль стен стояли двухэтажные нары, усыпанные соломой – в этой соломе и спали. Освещался барак несколькими свечками, вместо крыши лежал настил из березовых стволов, меж которых мерцали звезды в ясную погоду или лил дождь. Умывались в ручье, вытирался, кто чем мог; многие привезли с собой полотенца и постельное белье, но у многих и этого не было" (л.11). За месяц дважды возили в баню к военным летчикам. Кормили в 1941 году хорошо: разнообразными кашами с маслом и сахаром, чай, молоко, картошка, мясные консервы и хлеб без нормы. Позже ввели продуктовые карточки с минимальным набором продуктов: крупа разная - 0,5 кг., масло животное - 250 гр., молоко консервированное - 200 гр., яичный порошок - 150 гр., мясо или колбаса - 0,5 кг., рыба свежая -1 кг., сыр - 0,5 кг.

"Работать приходилось по взрослым нормативам: подъем в 5 утра, одеваться не приходилось, спали прямо в одежде; соскочив с нар, бежали к ручью, холодной родниковой водой прогоняли остатки сна и бегом в столовую. Завтрак длился 15-20 минут, затем получали разнарядку на работу. Работы были уборочные: мы копали картошку, морковь, срезали капусту, выдергивали лук. Выкопанную картошку собирали голыми руками, выцарапывая ее из каменистой земли. Руки были всегда исцарапаны до крови, ногти обломаны, колени в ссадинах. Так работали до11 часов, затем был перерыв до 1, и снова труд уже до обеда в 3 часа. Обедать шли в столовую, если поле было не далеко, или обед привозили в поле. Перерыв продолжался до 5 часов, затем снова работа до 8 часов вечера. В 9 часов ужин и отбой. Мальчики трудились на конюшне, возили собранную картошку, дрова, обслуживали столовую, трудились в лесу на заготовке дров - все это была серьезная, взрослая работа" (л.11-13). Работа на полях продолжалась в любую погоду и так весь сентябрь, первый военный сентябрь 1941 года.

По возвращении с совхоза ребята окунались с головой в учебу, но и здесь частенько снимались уроки и отправлялись ученики на разгрузку угля. "Без воскресников не проходил ни  один выходной день: или грузили уголь, бревна, или собирали металлолом, или разгребали снежные завалы. Иногда работали на городских стройках, чаще всего на строительстве Дворца Культуры: убирали мусор, грузили стройматериалы" (л.16).

Дети много времени проводили в школе, не только посещая основные уроки, но и посещая различные консультации по  предметам и занимаясь дополнительно в кружках по интересам. Учителя-предметники (физики, химики, историки, биологи, физруки) имели хорошо оснащенные кабинеты: у них были необходимые приборы, таблицы, альбомы, коллекции бабочек или камней, чучела птиц и зверей, спортивный инвентарь (брусья, кольца, гири, лыжи, коньки, боксерские перчатки и груши). После занятий помогали семьям фронтовиков, собирая теплые вещи для детей.

8-10 классы занимались военным делом по программе, занятия входили в военную общую подготовку юношей и девушек и строились таким образом, чтобы любой школьник будучи призванным в армию, мог сразу включиться в военные действия, т.е. умел стрелять, знал винтовку и пулемет, владел ручной гранатой, имел навыки первой медицинской помощи, бегал на лыжах, ходил в строю. В 7 классе занятия сводились к наложению шин и повязок, изучению противогаза, к навыкам тушения бомб и зажигательных снарядов. Учебные тревоги проводились периодически на заводах и предприятиях, по улицам постоянно ходил военный патруль. Так заканчивался 1941 год и  наступал 1942 год, который школьники встречали в школе вокруг большой нарядной елки, пели песни и танцевали. А после праздника сразу приступили к учебе. В те годы все учились без каникул, и если 3 четверть заканчивалась 25 марта, то на  следующий день уже начиналась четвертая. А в конце учебного года начинался серьезный период учебы – экзамены или, как их тогда называли, испытания. Они начинались с 20 мая во всех классах, начиная с 4-го, и проводились по билетам и заданиям, составленным самими учителями. Учеников с содержанием билетов не знакомили, они просто должны были знать весь программный материал и быть готовыми к вопросам в любой формулировке.

4-й, 7-й и 10-й классы были выпускными, поэтому перед экзаменами они должны были выполнить по ряду предметов контрольные работы. Это были диктанты и изложения, контрольные работы по математике, физике и химии. Подготовка к экзаменам начиналась сразу после первомайских дней, вместе с ними - контрольные работы и консультации. Одновременно все продолжили работать на субботниках и воскресниках.

Семилетнее образование было обязательным для всех ребят, а 10-летнее образование было делом добровольным и к тому же платным – стоимость обучения составляла 40 рублей в год. Окончив 10 классов нужно было поступать в ВУЗ или профессиональное училище для получения специальности. Но во время войны все решалось просто: достигшие призывного возраста шли в армию, как ребята, так и девушки. Правда, обязательным призыв был только для юношей, а девушки призывались с учетом семейного положения, здоровья и личного желания. Многие после окончания семилетки шли работать на заводы, так как рабочих рук очень не хватало, а выпускать снаряды и самолеты для фронта было необходимо.

По окончании учебного года в 1942 году все дети, начиная с 5-го класса, отправлялись на сельхоз работы в пригородные хозяйства на все лето, вплоть до 1 октября. Взрослое же население города почти круглосуточно работало на заводах и стройках города.

Город строился все время, не смотря на войну. В 1942 году было закончено строительство Дома Советов (сейчас - городская администрация) и жилой дом для сотрудников горисполкома и 199 завода (ныне дом № 7 по ул. Мира); начал свою работу Государственный Союзный завод № 87 (ныне Комсомольский нефтеперерабатывающий завод).

Детям очень тяжело приходилось в сельских условиях: с раннего утра и до позднего вечера они трудились в полях (высаживали саженцы, пололи траву, выкапывали продукцию), бытовых удобств, практически не было, да и обеспечение питанием было уже не столь обильным как в 1941 году, не давали спуску мошкара и дальневосточный гнус. Проведенное время на сельхозработах оказалось хорошей жизненной школой: дети учились владеть своими эмоциями, не раскисать перед трудностями и лишениями, превозмогать боль, уныние, тоску по дому и родным. Они учились искать и находить сиюминутную радость в разнообразных проявлениях жизни: в хорошей погоде, в ароматах цветущих трав, в журчании ручья, в задушевных разговорах, в дружбе и взаимовыручке (л.91).

1942 году город в достаточной степени снабжался электроэнергией, горячей водой и центральным отоплением (правда, только в домах оснащенных специальным оборудованием).

Существовавшая в те годы комсомольская организация занималась воспитанием молодежи, а созданный 12 ноября 1942 года ученический комитет - Учком - контролировал учебу школьников, обеспеченность учебниками; организовывал взаимопомощь, занимался материальным положением школьников. Совместно с родительским комитетом школы Учком обследовал семьи учеников, выявляя малоимущих и нуждающихся в материальной поддержке, которую администрация школа оказывала через горисполком.

"Военная подготовка занимала все больше времени, вытесняя учебу. Особенно много сил отнимали занятия лыжные занятия; занимались ночью с 11 до 1 часа, в помещении строительного техникума: там в подвале преподносили теорию, а затем, выбравшись на улицу, в кромешной тьме или при лунном свете, мы учились ползать на лыжах с винтовкой, поворачиваясь на ходу, прыгать с трамплина и т.п." (л.111).

"Наступивший Новый, 1943 год,  не принес нового счастья, не облегчил жизнь; отдохнув в первый новогодний день, на следующий день все приступили к повседневным обязанностями делам" (л.132). В программу военной подготовки 1943 года добавили караульную службу: нужно было научиться стоять в карауле в течении суток, чередуя часы дежурства с часами отдыха. В состав караула входили 4 человека: начальник караула, он же разводящий, и трое караульных; караульные стояли во время дежурства около объекта охраны ровно один час, затем сменялись и шли отдыхать 2 часа, после чего снова заступали на пост. Стоять нужно было в полном военном облачении: за спиной заплечный мешок, в руке винтовка, стойка "смирно", нельзя ни с кем разговаривать; ни в коем случае нельзя становиться "вольно", нельзя смотреть по сторонам, нельзя ни с кем разговаривать; ни в коем случае нельзя покидать пост; если кто-то пытается отобрать винтовку, колоть штыком" (л.136-137). С 1 февраля 1943 года школьники 7-10 классов начали караульную службу в своей школе. В первые дни эта служба стала одним из самых интересных и даже, развлекательных зрелищ для младших классов, которые дразнили, окликали, пытались разговорить караульных. Но караульные держались удивительно стойко, совершенно не реагируя ни на какие провокации. При этом учеников не освобождали ни от учебы после суточного дежурства, ни от лыжных тренировок, походов, кроссов, ни от субботников и воскресников.

На все лето  1943 года детей, как обычно уже для того времени, отправили работать в колхозы на посадочные и уборочные работы. А по вечерам, если оставались силы после тяжёлого трудового дня, дети развлекали себя чтением стихотворений или отрывков из литературных произведений, которые рассказывались на память; сами ставили театральные постановки и показывали их местным сельчанам; делились своими мечтами и мыслями о том, какой будет жизнь после войны и тем, что бы они сделали, попадись им "ненавистный фриц".

В 1943 году школах города появилось нововведение - началась эпоха раздельного обучения, мальчики и девочки стали учиться в разных школах (л.179). "Нужно сказать, что введение раздельного обучения не имело под собой твердого и определённого основания: никто не представлял себе конкретно, чем женское образование должно отличаться от мужского, тем более, в военное время. Шли какие-то неопределенные разговоры о домоводстве, о женственности, но откуда это взять, как обучить и куда девать военную подготовку, которая по-прежнему входила в школьные программы, хотя уже без обучения штыковому бою?.... Программу смягчили, сделав ее ближе женской природе: девушек обучали специальностям военных телефонисток, радисток и медсестер. А домоводство и педагогика оставались где-то в проектах и  мечтах устроителей женского образования" (л.181).

В ноябре 1944 года открылся Дворец культуры. В Комсомольске не было музыкального театра, в школе не было уроков музыки, не было в городе и музыкальных школ, но все это заменяло радио. Именно оно было средством музыкального просвещения населения. По радио передавались оперная и симфоническая музыка, проводились беседы о композиторах, об исполнителях.

Много прекрасных впечатлений дарило кино. В городе было два кинотеатра, в которых демонстрировались довоенные фильмы отечественного и зарубежного производства: комедии, мелодрамы, приключенческое кино и фильмы о войне.

Шло время,  дети продолжали учебу в школе, занимались военной подготовкой и следили за ходом развития военных действий советской армии. Уже с весны 1945 года мальчиков выпускных классов перестали забирать в армию, предоставив им возможность поступления в ВУЗы и техникумы.

В мае 1945 года закончилась война с Германией, а в августе, спустя всего 3 месяца, началась война с Японией. И вновь опустились на окна светомаскировочные шторы, замолкли заводские гудки; начались разговоры о необходимости рыть окопы и эвакуировать детей, подростков, стариков на правый берег Амура с расселением их в помещения заводских домов отдыха. Но война с Японией была стремительной, японцы отступали и уже 3 сентября капитулировали (с.192).

После окончания войны, жизнь в городе стала приходить в нормальное мирное русло. Выпускники школ направились на дальнейшее обучение в разные учебные заведения не только нашего края, но и в Москву и Ленинград. Молодежь, работавшая на заводах после 7-летней школы, получила возможность продолжить свое образование, т.к. с фронта возвращались трудоспособное мужское население. Женщин, занятых во вредных производственных работах, тоже стали освобождать от тяжелого труда. В городе стали открываться новые учебные заведения: педагогическое училище, горный техникум. Также появились: городской государственный архив,  государственный лесозаготовительный трест "Комсомольсклес", мебельная и кондитерская фабрики, заводы металлоизделий и подъемно-транспортного оборудования.

За свои первые двадцать лет наш город достиг большого прогресса: построена мощная промышленная база, шалаши и землянки заменены на деревянное и кирпичное жилье, налажено водо- и теплоснабжение. Были выстроены основные улицы города, детские сады и школы, средне специальные учебные заведения и библиотеки, открыты Дворец культуры и драматический театр, больницы и поликлиники, налажено железнодорожное сообщение и телефонная связь. За небольшой период времени непроходимая тайга была покорена молодыми полными энтузиазма строителями. И вырос город на Амуре, которому предстояло дальнейшее развитие и новые открытия.