Версия для слабовидящих
Комсомольский-на-Амуре
городской архив

Выставка, посвященная 45-летию строительства БАМа

В связи с 45-летием начала строительства Восточного участка Байкало-Амурской магистрали сотрудниками Муниципального архивного учреждения "Комсомольский-на-Амуре городской архив" была подготовлена выставка "Слышишь, время гудит - БАМ, на просторах крутых - БАМ, и большая тайга покоряется нам".

В выставке использованы архивные документы о награждении участников строительства памятными медалями, фотодокументы, значки, книжные издания и зарисовки (изорепортажи) художников, отражающие историю строительства БАМа, условия труда, жизни и быта людей, чьими усилиями, стараниями и трудом развивалась стройка, укладывалось железнодорожное полотно, возводились мосты, тоннели, жилые поселки для строителей и работников железной дороги.

В апреле 1974 года БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, тысячи молодых людей со всех районов нашей страны и братских республик были направлены на строительство магистрали. В 1977 году была сдана в постоянную эксплуатацию линия БАМ - Тында, а в 1979 году линия Тында - Беркакит. Основная часть дороги строилась более 12 лет - с 5 апреля 1972 года по 27 октября 1984 года.

29 сентября 1984 года состоялась встреча бригад Александра Бондаря и Ивана Варшавского на разъезде Балбухта. 1 октября 1984 года на станции Куанда было торжественно уложено «золотое» звено. Обе части дороги соединились в единое целое.1 ноября 1989 года весь новый трёх тысячекилометровый участок магистрали был сдан в постоянную эксплуатацию в объёме пускового комплекса.

При сооружении магистрали и притрассовых дорог строители за десять лет выполнили более 570 млн.м3 земляных работ, перекинули через реки и водотоки около 4200 мостов и труб, уложили 5 тыс.км главных и станционных путей, построили десятки железнодорожных станций, возвели жилые дома общей площадью свыше 570 тыс.м2, открыли новые школы, больницы, детские сады и ясли.

Самый длинный в России Северо-Муйский тоннель (15 343 метра), строительство которого началось в мае 1977 года, был пробит до конца только в марте 2001 года и сдан в постоянную эксплуатацию в декабре 2003 года. В 2009 году началась реконструкция участка Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань (Дальневосточная железная дорога) со строительством нового Кузнецовского тоннеля, её планировалось завершить в 2016 году.

Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным констатировался факт о том, что созданная дорога является нужной и необходимой инфраструктурой, которая обязательно получит своё дальнейшее развитие.