Версия для слабовидящих
Комсомольский-на-Амуре
городской архив

Успех и трагедия одного полета

24 сентября 2023 года исполняется 85 лет с момента установления женского мирового авиационного рекорда дальности полёта Москва-Дальний Восток. В преддверии данного события сотрудниками муниципального архивного учреждения "Комсомольский-на-Амуре городской архив" был подготовлен интерактивный выставочный проект "Успех и трагедия одного полёта". 

Ссылка для просмотра.

В тридцатые годы двадцатого века все великие державы старались установить, как можно больше мировых рекордов в авиации и Советский Союз не был исключением. Пилоты устанавливали рекорды по скорости, сложности и дальности перелетов на различных моделях самолетов.

24 сентября 1938 года на самолёте АНТ-37 "Родина" экипаж в составе командира - Гризодубовой Валентины Степановны, второго пилота - Осипенко Полины Денисовны и штурмана - Расковой Марины Михайловны, совершил беспосадочный перелёт протяжённостью 6450 км (по прямой - 5910 км). Длительность беспосадочного перелета составила 26 часов 29 минут.

Это была первая в нашей стране авиамашина, шасси у которой выдвигалось и убиралось простым нажатием кнопки, кабины были раздельными, связь поддерживали записками, передаваемыми через специальную трубу, соединяющую кабины. Разработкой бомбардировщика, а затем его превращением в самолёт для рекордов занималась бригада инженеров под руководством Павла Сухого.

Полет женского экипажа самолета "Родина" начался на подмосковном аэродроме города Щелково в 8 часов 16 минут 24 сентября 1938 года и проходил в тяжелейших погодных условиях. Связь с экипажем была практически сразу потеряна, полет проходил в "слепую" и 25 сентября была совершена экстренная посадка в лесном районе на болоте неподалеку от реки Амгунь.

Экипаж самолета "Родина" был найден и доставлен в Москву. За проявленные мужество и героизм, при совершении беспосадочного перелёта Москва-Дальний Восток, 2 ноября 1938 года членам экипажа самолета "Родина" было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Это звание впервые в истории было присвоено женщинам.

Во время поисков экипажа самолета "Родина" случилась страшная трагедия: 4 октября 1938 года поисково-спасательные самолеты "Дуглас" под управлением Героя Советского Союза А. М. Бряндинского и "ТБ-3 РН", под управлением командующего ВВС 2-й отдельной Краснознамённой армии Якова Сорокина столкнулись в воздухе. Они должны были сбросить десант с врачом и спасательной командой. После столкновения оба самолета упали в тайгу, спаслись лишь четыре человека. В общей сложности погибло 16 человек. Летчикам, погибшим при спасении экипажа самолета "Родина" лишь в 1993 году был установлен памятник-захоронение, расположенный напротив дома по улице Кирова, 49. Памятник представляет из себя хвостовое оперение самолета "Дуглас", отреставрированное на авиационном заводе имени Ю.А. Гагарина, с именами погибших летчиков.

Память о подвиге советских летчиц, совершивших беспосадочный перелет Москва-Дальний Восток, и о летчиках, погибших при проведении спасательной операции, навсегда увековечены в истории города Комсомольска-на-Амуре и истории нашей страны.