Версия для слабовидящих
Комсомольский-на-Амуре
городской архив

"Я остался здесь, причем навсегда!!!"

В фондах МАУ "Комсомольский-на-Амуре городской архив" хранятся документы личного происхождения Файвишевского Соломона Изральевича. Судьба этого человека тесно переплелась с историей нашего города, со становлением и развитием Авиационного завода имени Гагарина. В наше время сложно встретить таких самоотверженных, целеустремлённых людей, преданных своему делу.

Почти всю свою жизнь Соломон Изральевич проработал на Авиационном заводе. Трудясь на разных должностях от заместителя начальника цеха до заместителя главного инженера завода, он всегда стремился добиться наилучшего результата в работе, создавая для этого благоприятные условия труда и отдыха для своих подчиненных, участвуя в создании и разработке новых моделей самолетов, внесении рацпредложений для улучшения качества создаваемой продукции.

Файвишевский Соломон Изральевич родился 19 мая 1912 года в городе Запорожье в учительской семье. Родители его содержали частный пансионат по подготовке учеников к поступлению в высшие учебные заведения. Мать- Любовь Марковна, в девичестве Штейн, преподавала русский язык и была ярой защитницей и пропагандисткой учения Ленина, отец- Израиль Львович Файвишевский, преподавал математику.

В 1919 году Соломон поступает в гимназию, которую окончил в 1927 году. "Когда принимали нас в пионеры, тогда сам товарищ Троцкий мне повязал галстук. Ну, а потом, от имени всех присутствующих мне и доверили вручить букет цветов. Долго меня потом, шутя, "троцкистом" называли. За всю мою дальнейшую жизнь пионерский галстук был единственным "признаком партийной принадлежности".

В 1928 году поступил в машиностроительный техникум и с 3-го курса перевелся в Запорожский институт. В этом же году Соломон Изральевич заболевает брюшным тифом с тяжелыми осложнениями и после шестимесячного лечения, по настоянию врачей, был вынужден прекратить учебу. "Будучи студентом - вспоминал Соломон Изральевич, - я посещал собрания, где выступал Маяковский. Сестра Маяковского дружила с моей мамой. Она и Владимир Владимирович не раз гостили у нас… Обаяние его сильной личности притягивало… Как-то я вернулся домой с "фонарем" под глазом - защищал поэзию Маяковского. Владимир Владимирович оказался у нас дома. Узнав подробности он мне сказал: "Слабак- плохо защищал. Нужно не кулаками махать, а отстаивать свои позиции, доказывать свою правоту словом. Ясно?". Вот так я всю жизнь с "уроком " Маяковского и прожил".

В 1930 году Файвишевский С.И. начал свою трудовую деятельность копировщиком, а затем теплотехником на заводе сельхозмашин «Коммунар» в городе Запорожье.

В этом же году он уезжает в Москву и некоторое время работает в строительном управлении, которое занималось разрушением Храма Христа Спасителя.

В 1931 году, переехав в Ленинград, он устраивается механиком на вагонно-ремонтный завод им. Егорова. В Ленинграде Соломон Изральевич учится в вечернем машиностроительном институте, совмещая работу на заводе с учебой вплоть до 1934 года.

С 1934 по 1936 год Файвишевский С.И. возвращается в родное Запорожье и устраивается работать на крупный авиамоторный завод № 29 начальником исследовательской группы.

В 1935 году Соломон Изральевич пишет свою первую книгу – об опыте работы лаборатории резания, в которой рассказывалось о технологии организации производства на крупном авиамоторном заводе в Запорожье.

В 1937 году Файвишевского С.И. призывают в армию и направляют на Дальний Восток, где он служил начальником ремонтно-восстановительного поезда 6-го военно-строительного батальона. Он строил железную дорогу в районе станций Угольная и Угловая в Приморье. Позднее он напишет об этих событиях в своей книге "Об особом военно-строительном корпусе".

Демобилизовавшись, в 1938 году Соломон Изральевич приехал в Москву и устроился на завод № 1 имени "Авиахима" начальником БТН цеха № 14. По роду своей деятельности он лично был знаком с генеральным конструктором авиационной техники Илюшиным С.В., Микояном А.Н., Сухим П.И. и другими известными специалистами.

В 1940 году по направлению Наркомата тяжелой промышленности Файвишевского С.И. направляют на авиационный завод № 126 г. Комсомольска-на-Амуре, где он включился в напряженную работу по созданию и освоению новой конструкции боевого самолета.

"Сначала я считал это катастрофой, -вспоминает Файвишевский С.И.,- но, как заверял нарком, направляют нас максимум на год. Но вышло так, что я единственный из наркомовской бригады, кто остался здесь, и причем навсегда".

Прибыв на авиационный завод № 126 Файвишевского С.И. назначили начальником инструментального цеха, затем его перевели заместителем начальника ОТК по подготовке производства, заместителем главного технолога, заместителем главного инженера. В полной мере его талант руководителя раскрылся в службе подготовки производства, которую он создал и которой руководил более 30 лет.

В 1942 году он пережил огромное горе: во время немецкой оккупации в селе Конаково его мать, сестру и невесту расстреляли немцы. После такого трагического известия Файвишевский С.И. целиком и полностью посвятил себя работе.

Награда – Медаль "За доблестный труд в 1941-1945 годы" – единственная правительственная награда, которая была вручена ему после войны.

По инициативе Файвишевского С.И. и при его активном участии на заводе были организованы и технически вооружены цеха по подготовке производства № 8,9,35,50,61,91. Созданная им служба подготовки производства обеспечила бесперебойный выпуск боевой техники в годы войны и успешное освоение реактивной авиации в послевоенные годы.

В 1972 году Соломон Изральевич получил право на заслуженный отдых. В общей сложности на авиационном заводе им. Ю.А. Гагарина он проработал 56 лет.

Уйдя на пенсию его энергия, принципиальность и настойчивость остаются востребованными: он возглавляет заводской музей Трудовой славы, создателем и организатором которого он являлся, став его первым директором. Файвишевский Соломон Изральевич вместе с другими сотрудниками музея занимается сбором материалов по истории и жизни авиационного завода, организуют выставки.

Значительную работу выполнил Файвишевский С.И., принимая самое деятельное участие, в создании книг по истории Комсомольского авиационного завода и Амурского судостроительного завода, а также книг по истории города и краеведению.

 Файвишевский С.И. многие годы являлся активным внештатным корреспондентом городской и заводской газет.

Круг интересов Соломона Изральевича был очень широк: он интересовался историей авиации и судостроения, краеведением, собирал музыкальное и литературное наследие, в своё время занимался съёмкой фильмов и фотографией, пробовал себя в изобразительном искусстве.

19 января 2004 года Файвишевский Соломон Изральевич после тяжелой непродолжительной болезни скончался.

Файвишевский Соломон Изральевич был выдающимся человеком своего времени, преданным своим жизненным принципам и убеждениям, верным делу всей жизни - развитию авиационной отрасли.

 

Ведущий архивист МАУ "Комсомольский-на-Амуре городской архив"                                                                               Н.М. Бауэр