Версия для слабовидящих
Комсомольский-на-Амуре
городской архив

Мащенко Алексей Васильевич - художник, воспевающий героизм человека и красоту природы

В архивных фондах Муниципального архивного учреждения "Комсомольский-на-Амуре городской архив" особое место занимает фонд личного происхождения Мащенко Алексея Васильевича, художника, корреспондента, члена Союза художников РФ, участника Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.

Алексей Васильевич родился 4 ноября 1919 года в селе Ново-Алексеевка Ивановского района Амурской области в семье крестьянина. В 1937 году, после окончания семилетней школы, Мащенко А.В. переезжает в Комсомольск-на-Амуре и устраивается на работу учеником художника-декоратора в драматический театр. Курировал его работу именитый художник - Георгий Цивилёв. Одновременно с работой в театре Алексей обучается на вечернем рабфаке1.

В 1939 году Мащенко А.В. сдает экзамены в Омское художественное училище. Но в связи с объявлением об омоложении рядов Красной армии его призывают на срочную службу, и мечты об освоении художественного искусства приходится отложить. Два года он служит башенным стрелком танка Т-26.

В 1941 году Алексей Васильевич должен был приступить к учебе, но в связи с началом войны он вынужден остаться в рядах вооруженных сил в 74-ой танковой дивизии заместителем политрука разведывательной роты, затем в оперативном отделе штаба бригады. В 1944 году его направляют на учебу в Московское дважды Краснознаменное Военно-политическое училище им. В.И. Ленина. А по окончанию войны Мащенко А.В. участвует в Параде Победы на Красной площади в составе Московского гарнизона2.

В 1946 году в звании младшего лейтенанта Мащенко А.В. попадает под возрастную демобилизацию и поступает в Ярославское художественное училище, где постигает все особенности живописного искусства. В 1949 году, защитив дипломную работу "В минуту затишья", изображавшую солдата играющего на скрипке в окружении боевых товарищей, по личной просьбе Алексея Васильевича, министерство культуры направляет его на работу в Комсомольск-на-Амуре. Прибыв в город Юности со своей женой Галиной Александровной и двумя сыновьями - Михаилом и Юрием, он устраивается учителем рисования и черчения в школы № 7 и 8 на Дзёмгах. Алексей Васильевич был первым  учителем со специальным образованием по рисованию и черчению в городе. По субботам и воскресеньям  Мащенко А.В. преподавал живопись в студии самодеятельных художников.

1951 год был для художника очень знаменательным - он впервые участвовал в Краевой выставке в городе Хабаровске, где представил на суд зрителя две работы: "Девушка под солнцем" (х/м) и "На финише" (х/м). Работы получили высокую оценку зрителей и критиков, что придало художнику уверенности в своих силах и желание создавать новые картины.

В этом же году по заданию председателя горисполкома Л.Н. Слободского и художника Георгия Александровича Цивилева, Мащенко А.В. организует в городе Комсомольске-на-Амуре товарищество художников и детскую художественную школу, директором которой он был назначен приказом отдела по делам искусств Хабаровского крайисполкома от 20 июня 1951 года.

Алексей Васильевич с большим энтузиазмом приступил к организации работы художественной школы. И уже собирался ехать в Москву для закупки необходимых для детского творчества материалов, но его вновь призывают в ряды Советской армии и направляют на службу на Сахалин политруком саперной роты. А вскоре его назначают художником и фотокорреспондентом  военной газеты "Тревога". Именно работа в типографии газеты позволила Алексею Васильевичу освоить типографское дело, а также познакомиться с новой для себя художественной техникой – линогравюрой3.

В 1958 году Мащенко А.В. переводят на службу в Казанское военное училище начальником клуба. В этом же году из Казани в составе группы советских войск его направляют на службу в ГДР фотокорреспондентом газеты "Советская Армия".

Поскольку работа корреспондента разъездная, Мащенко А.В. за время службы посещает почти все города ГДР, а самое главное у него появилась возможность изучить шедевры мировой живописи в Дрезденской галерее, а также в музеях Магдебурга и Потсдама. Увидеть картины знаменитых художников в живую и иметь возможность рассмотреть различные  техники написания картин, для молодого художника было великим счастьем.  Это оставило неизгладимое впечатление в душе художника и навеяло новые темы для его творчества.

Алексей Васильевич много рисует, фотографирует, стараясь как можно больше собрать материала. Он встает на заре и перед началом трудового дня отправляется рисовать, делая зарисовки для создания будущих полотен.

 В 1961 году в звании майора Алексей Васильевич увольняется в запас. Вернувшись в свой любимый дальневосточный город, он вновь приступает к работе директора мастерских художественного фонда РСФСР.

С 1963 года Мащенко А.В. переводится на должность главного художника города. Времени на творчество остается не много, но, не смотря на трудности, он продолжает творить и создавать новые работы. В 1964 году Алексей Васильевич становится участником зональной выставки "Советский Дальний Восток" в Хабаровске.

В 1965 году он участвует на Всесоюзной выставке в Москве. А также он становится участником Республиканской выставки "Художники РСФСР – Советским воинам".

В 1968 году Алексея Васильевича принимают в Союз художников СССР. В период с 1972 по 1999 год он участвует в зональных, региональных, республиканских выставках, организует персональные выставки, где  представляет работы, выполненные в разных жанрах: портреты, тематические картины в разнообразной технике – акварели, гравюры, рисунки, пастель, темпер, масло.

А.В. Мащенко награжден правительственными наградами: медалью "За боевые заслуги", "За победы над Германией", "В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина" и многими юбилейными медалями.

Работы художника хранятся в музеях города Комсомольска-на-Амуре, Южно-Сахалинска, Хабаровска, Лосиноостровска, Старой Ладоги, а также в музеях Японии и Китая.

Военные годы прошли для Мащенко А.В. недаром, они помогли накопить особый жизненный опыт и впечатления, выработать свои убеждения и мировоззрение, на которые он опирался в своем творчестве. В постоянных разъездах по воинским частям и подразделениям Алексей Васильевич наблюдал, делал зарисовки в блокнотах и альбомах, запечатлевал в своей памяти жизнь и характеры воинов, их тягу к мирному труду и возделыванию земли. Так родилась идея создания графической работы "Хлеб" (1964). Солдат, еще не снявший шинели и автомата с плеч, склонился над колоском созревающей ржи4. Этот колосок выступает символом возрождения, надежды и веры в большое светлое будущее, веру в победу и мирное сосуществование человека и природы. Всматриваясь  в образ солдата, невольно ощущаешь его трепет и восхищение от нежного прикосновения к колоску, проникаешься грустью, выраженной в глазах воина, желающего вернуться к мирной жизни.

В линогравюре "В редакцию не вернулся" изображен сраженный вражеской пулей фоторепортер, рядом лежит его планшет с записями и фотоаппарат, нацеливший в небо свой объектив5. Вспышка света выхватывает из темноты цепь атакующих врагов. В гравюре автор воспевает мужество человека, не побоявшегося даже ценой собственной жизни выполнить важное задание. Именно такой гражданин достоин уважения и увековечивания памяти о его подвиге в работах художника. Гражданский патриотизм и самоотверженность пропагандируются автором в работах и возводятся на пьедестал почета.

Военная тематика прослеживается во многих работах автора, где он раскрывает различные сюжетные линии. Это такие работы как - "На боевое задание", "У высоких берегов Амура", "Тревожно" и другие. Большое количество работ посвящено портретам однополчан и сослуживцев: "Из бывалых", "Подвиг Щенина", "Ефрейтор Жуков", "А. Матросов" и многие другие.

В 1970-х годах Мащенко А.В. работает как художник-монументалист, создавая огромные работы на стенах строящихся зданий в городе Комсомольске-на-Амуре. Им создано панно на Доме культуры "Кристалл" - мозаика "Вечный огонь". Именно в этой работе художник воплотил свои воспоминания со времен службы в ГДР, когда будучи в Берлине в Трептов-парке Алексей Васильевич не раз наблюдал, как немецкие матери вели своих детей к памятнику Советскому воину-освободителю, возлагали цветы на могилы павших солдат6. Наиболее выразительно передать всю скорбь тоскующей матери и создать столь сильный образ автор смог лишь при помощи новой для себя техники – мозаики, выложенной из керамической плитки. Женщина, окутанная покрывалом, прижимает к себе ребенка. Образ матери напоминает изображение Мадонны с младенцем. Именно так художник выразил извечное животворящее начало Земли, которому глубоко враждебны разрушения и смерть. Двое стоят у Вечного огня, а значит - жизнь продолжается, и грядущие поколения будут помнить подвиг своих предков, сохранивших им жизнь. Это торжественный, оптимистический реквием павшим воинам. 

Но не только военная тематика занимает художника. С большой любовью и трепетом относился Мащенко А.В. к дальневосточным городам и природе. Алексей Васильевич много путешествует по дальневосточному краю, создает портретные работы и гравюры, пейзажи, посвященные Амурску, Комсомольску-на-Амуре, Солнечному. Для создания этих работ автор использует различные материалы и техники исполнения: тушь, пастель, акварель, масло, смальта, керамика. Всеми этими материалами художник владеет, открывая в каждом новые  возможности7.

В 1980-х годах автор работает в цехах завода "Амурсталь" и создает целую галерею портретов металлургов, он пишет красивых и мужественных людей, способных на героические поступки. Серия работ "Кипит Амурская сталь" воспевает силу и стойкость амурских сталеваров, описывает сложность их работы и тяжелые условия труда. Но, не смотря на это, люди с большим удовольствием трудятся на благо Родины, края и города. Мащенко Алексей Васильевич в своем творчестве отображал жизнь тружеников города. Гражданственность, высокий пафос трудового человека, красочное великолепие и жизнелюбие - вот творческое кредо мастера.

Цикл работ "Город Комсомольск-на-Амуре" раскрывает историю строительства заводов, улиц города, памятников архитектуры. Городские пейзажи, созданные художником в этот период, удивляют сочетанием нежности природы и монолитности окружающих строек. Автор умело передает грань между натуральностью природной красоты и техногенной урбанизированной средой, созданной человеком. Мощь и устремленность ввысь строящихся заводов и домов города уравновешивается изящностью зеленых насаждений и стройных рядов деревьев.

Безграничность и бескрайность величественных просторов дальневосточной природы ощущаются в пейзажах, созданных Мащенко А.В8. Разные времена года и состояния природы изображает автор, стараясь передать многообразие красок этого мира. В летней листве деревьев отражена вся палитра оттенков зеленого цвета: от яркой зелени молодых листочков, до темно-зеленого, почти коричневого, оттенка выгоревшей на солнце листвы. Осенние пейзажи не менее красочные и насыщенные: всполохи желтых и красных оттенков обогащают изображение, внося нотки движения и экспрессии, зеленые и коричневые цвета дополняют общую картину  изображаемого, придавая картине уравновешенность.  

Мащенко А.В. большое внимание уделял акварели. Это его любимый материал и он в совершенстве им владел. Акварельные работы создавались в различных жанрах: от натюрморта до индустриального пейзажа. Именно такая техника живописи позволяла художнику выразить лирическую поэзию природы, утонченность очертаний домов и деревьев, придать образам воздушности и сказочности. 

Особое место среди городов занимал Комсомольск-на-Амуре и его жители. История города и его людей запечатлены в серии портретов первостроителей и известных людей города: "Портрет А.Ф. Бублика", "Портрет поэта Геннадия Козлова", "Мой товарищ. Художник Золотарев", а также портреты М.Н. Ополева, П.Ф. Кривоносова, Е.В. Дороднова, А.И. Выскубенко, В.К. Ткачева9.

В конце творческого пути автор вновь обращается к технике масляной живописи, пишет сюжетные композиции. Его последние станковые работы "Чехов на Амуре", "Праздник Победы у Ивана Великого", "Над озером Эворон", "Думы о лесе". Во всех этих картинах отражены размышления автора  о прожитых событиях, встречах, о грядущем будущем10.

Умер Алексей Васильевич в феврале 2005 года. Но память о нем и его творчестве останется  навечно. Его работы, запечатлевшие важные и памятные моменты его жизни, жизни других людей, окружающего нас мира, несут в себе память человечества о случившихся событиях страны, города и отдельно взятого человека. Нет в мире не важных моментов и случайностей, каждое событие является определенной закономерностью в череде событий. А задача художника – отобразить эти важные моменты, передать красоту окружающих нас явлений, вещей и событий. И с этой задачей Алексей Васильевич справлялся отлично. Его работы наполнены богатым внутренним содержанием, смысловой нагрузкой. Каждая работа излучает свет надежды на светлое будущее, на торжество справедливости, гуманности и человеколюбия. Автор показывает зрителю сильных духом и телом людей, мощь природы, а  также возможности взаимодействия природы и человека, способность их мирного сосуществования.

Ведущий архивист                                                                                                                                                                Н.М. Бауэр

 Список использованной литературы:

  1. КнАГА, Ф-216, оп.1, д.1, с.5
  2. КнАГА, Ф-216, оп.1, д.3, с.15
  3. КнАГА, Ф-216, оп.1, д.1, с.3,4
  4. КнАГА, Ф-216, оп.72, д.1, с.4
  5. КнАГА, Ф-216, оп.72, д.1, с.5
  6. КнАГА, Ф-216, оп.72, д.1, с.6
  7. КнАГА, Ф-216, оп.72, д.1, с.9
  8. КнАГА, Ф-210, оп.1, д.57, с.13
  9. Фефилов П.Л. Художники Комсомольска-на-Амуре 1932-2012 – Хабаровск, 2012, с.49
  10. Художники Хабаровского края: альбом – Хабаровск,2011, с.340,341