Версия для слабовидящих
Комсомольский-на-Амуре
городской архив

Комсомольск-на-Амуре-город трудовой доблести

Где-то далеко-далеко, за многие тысячи километров от Амура гремела война. Но и здесь, в Комсомольске-на-Амуре, в каждом трудовом коллекти­ве, в каждой семье жили по суровым законам военного времени, требовавше­го напряжения всех сил, физических и душевных.

Уже 25 июня 1941 года на Суженном заседании исполнительного ко­митета городского Совета депутатов трудящихся был принят ряд важных решений.

Было принято решение по улучшению учета военнообязанных в отде­лениях РКМилиции г. Комсомольска. В соответствии с данным решением, начальников отделов милиции обязали через домоуправов и комендантов зданий в течение двух дней провести учет всех военнообязанных. С 25 июня запрещалось массовое переселение военнообязанных из барака в барак. Всех директоров заводов, начальников строек и учреждений в трехдневный срок обязали выявить у себя количество приписанных военнообязанных и подго­товить им замену. До 5 июля заведующего Горкомхозом обязали закончить работу по окончательному оформлению названий улиц и нумераций домов.

На этом же заседании было принято решение об установке восьми электросирен, в разных точках города, для оповещения населения на случай воздушной тревоги.

Так же 25 июня 1941 года на Суженном заседании было принято реше­ние о передаче Горздравотделу школы № 17, для переоборудования в воен­ный госпиталь.

Школа № 17 на 880 мест, на проспекте Сталина, была сдана в эксплуа­тацию в 1940 году. В июле 1941 школа перешла под контроль Горздравотдела для переоборудования, и уже 6 августа 1941 года был подписан акт о приемке и сдачи в эксплуатацию госпиталя на 200 коек. Госпиталю был присвоен номер 1999. Сейчас это детская городская больница.

В сентябре 1941 года был разработан план вывоза, и размещения оборудования с Хабаровских заводов на случай эвакуации. Рассчитано время монтажа, определена потребность в количестве вагонов для перевозки, место отправки и место прибытия и размещения в Комсомольске.

По данным технического отчета завода № 126 (Авиационный завод) за 1941 год, в механическом цехе завода, было изготовлено и внедрено до 100 видов оснастки, 180 наименований специального режущего инструмента.

До 1941 года завод не производил шасси, а использовал готовые, в основном изделия Московских заводов. Одновременно с расширением механического цеха была проделана большая работа в организации производства шасси по принципу крупного серийного производства, с полной загрузкой наличного парка металлорежущих станков.

В цехе окончательной сборки, установка приборов управления, кон­троля и вооружения производилась с таким расчетом, чтобы сделанная ма­шина, не имела дополнительных работ по испытанию и регулировки. В цехе испытания и ремонта приборов производились испытания близкие к услови­ям эксплуатации.

На заводе была налажена работа по повышению стойкости инструмен­та, экономии остродефицитных материалов и внедрению заменителей.

Методом химического травления продлевался срок эксплуатации на­пильников. Данный метод позволял на 155 % продлить срок эксплуатации инструмента от начальной.

В своей телеграмме от 5 февраля 1942 года Народный комиссар авиа­ционной промышленности поздравил коллектив завода с успешным выпол­нением плана 1941 года, приказал премировать особо отличившихся рабочих, ИТР и служащих и лучших из них представить к награждению значком «От­личник авиационной промышленности». В соответствии с этим было преми­ровано 306 человек, 126 был вручен значок.

Приказом от 22.08.1942 года № 10-с директор завода № 126 поставил задачу об изготовлении с 1 по 10 сентября 1942 года одной эталонной маши­ны "Б" для морской авиации. До 15 октября необходимо было переоборудо­вать 125 самолетов типа ДБ-3 для ВВС ДВФ.

За восемь месяцев 1942 года было внедрено 783 рационализаторских предложения, что дало заводу около двух миллионов рублей годовой эконо­мии.

В 1944 году завод выпустил 597 самолетов ИЛ-4 2М-88 готовых к бою и 588 самолетов по вывозу из сборочного цеха.

Заводу не хватало рабочей силы. Обеспечение кадрами составляло 89,5% к необходимой списочной численности.

Еще одним крупным, градообразующим предприятием был завод № 199 (Судостроительный завод).

До войны завод представлял собой судосборочную верфь, работающую на продукции поставляемую из центральной части страны. Завод не строил, а собирал корабли.

Перед началом войны завод состоял из двух цехов: корпусного и мон­тажного. Литейный и кузнечный находились в периоде освоения.

В первые месяцы войны перед заводом встала задача в корне перестро­ить свою работу. Научиться работать собственными силами, без поставок из центра. Превратиться из судосборочной верфи в судостроительный завод, способный своими силами изготавливать корпуса, механизмы и арматуру боевых кораблей.

В период с 22 июня 1941 по август 1944 года в составе завода было создано семь новых цехов.

Перед руководством завода стояла большая проблема комплектации предприятия квалифицированными кадрами.

Завод отдал фронту 2990 квалифицированных рабочих. Новые кадры пришлось создавать за счет приема новых молодых рабочих из коренных жи­телей Дальневосточного края, женщин и подростков.

Количество женщин и подростков до шестнадцати лет составляла в 1943 году 36,3 % от общего количества списочного состава.

На базе новых цехов и нового состава рабочих выросла техническая культура и квалификация завода, и он стал способен отлить, отковать, обра­ботать и собрать все то, что до войны получал от других судостроительных заводов страны.

Крейсер "Калинин", сдан 30 января 1942 года, полностью построен си­лами завода. Корпуса всех заложенных и выпущенных за годы войны судов делались целиком на заводе.

Завод № 199, освоил изготовление сложных изделий и агрегатов таких как: гребные валы для крейсеров, морских охотников и других типов кораб­лей; гребные винты; якоря всех размеров и т.д.

За время войны средняя готовность кораблей перед спуском, в по­стройке завода выросла до 75-80 %.

За период 41-44 года завод сдал Тихоокеанскому флоту: 2 крейсера "Калинин" и "Лазарь Каганович", 5 эскадренных миноносцев. Капитально отремонтировал 13 действующих подводных лодок типа "Щука" и "Малют­ка". Произвел текущий, средний и гарантийный ремонт 2 лидеров, 5 эскад­ренных миноносцев и 11 подводных лодок из состава Тихоокеанского флота.

С первых дней Отечественной войны завод получил задание на выпуск боеприпасов для фронта (ФАБ-250). Позднее план выпуска боепри­пасов до 1943 года увеличивался и усложнялся.

С 1941 по июнь 1944 года заводом выпущено около 300 тыс. единиц боеприпасов.

В годы войны завод оказывал помощь важнейшим предприятиям крае­вой промышленности, новостройкам в изготовлении оборудования и деталей, которые ни один другой завод краевой промышленности сделать не мог.

Война круто поменяла все на строительстве завода "Амурсталь". Со­кратился срок строительства завода и уже 15 февраля 1942 года вступил в строй Дальневосточный металлургический завод "Амурсталь". Десятки бри­гад стройки оспаривали право пробить летку и пустить первую сталь. Это право завоевала фронтовая комсомольско-молодежная бригада Валентины Демениной.

Завод "Амурсталь", так же как и все предприятия города Комсомоль­ска-на-Амуре испытывали резкую нехватку квалифицированных кадров. В среднем завод был укомплектован кадрами на 75 %.

На 01.01.1943 года на заводе трудилось 46 подростков до 16 лет. В 1944 году на заводе было создано 35 фронтовых бригад. Так же во время войны в Комсомольске-на-Амуре вступили в строй ряд заводов:

- 15 апреля 1942 года Государственный Союзный завод № 364 (электротехнический завод).

- в августе 1942 года постановлением Правительства был пущен в экс­плуатацию Государственный Союзный машиностроительный завод № 313 (завод "Амурлитмаш").

- 1 декабря 1942 года Государственный Союзный завод № 87 (Нефтепе­рерабатывающий завод).

- 7 июня 1944 года свою первую продукцию выпустил Государственный химический завод № 39 (Сернокислотный завод). Но город жил не только трудом.

За период Великой Отечественной войны в городе была построена еще одна средняя школа, велось строительство Дома Советов, кинотеатра "Ком­сомолец". 6 ноября 1944 года Дворец культуры судостроителей принял пер­вых гостей.

Государственный Комсомольский-на-Амуре городской театр драмы ставил спектакли с большим размахом. В январе 1942 году в спектакле по пьесе драматурга Даниила Дэля "Большевик" было задействовано более 40 актеров.

В театре ставились спектакли не только патриотического характера, но и мировая классика, "Ромео и Джульетта" по пьесе В. Шекспира.

По сведениям о выполнении плана по городскому отделу Кинофикации в 1944 году в городе действовало 12 киноустановок. Было проведено 7094 киносеанса, на которых присутствовало 1237686 человек.

Решением Исполнительного комитета Комсомольского-на-Амуре го­родского Совета депутатов трудящихся от 14.10.1942 № 475 был установлен режим работ театра, кинотеатров, парков, торговых предприятий, магазинов, столовых, ресторана, а также коммунальных предприятий, бань, прачечных, парикмахерских до 22 часов 30 мин. Столовые предприятий работали круг­лосуточно. Движение всех видов транспорта и пешеходов прекращалось с 23 часов до 4 часов утра.

18 июля 1942 года, Указом Президиума Верховного Совета СССР завод № 126 за образцовое выполнение заданий правительства по серийному про­изводству боевых самолетов получил высшую награду СССР - орден Ленина.

10 апреля 1945 года за успешное выполнение заданий Государственно­го Комитета Обороны проявленную техническую инициативу по освоению новых кораблей завод № 199 награжден орденом Трудового Красного Знаме­ни.

И сегодня Комсомольск-на-Амуре продолжает трудовые традиции. 10 июня 2013 года городу был вручен Почетный знак Губернатора края "Город трудовой славы".

Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2021 года № 304 городу Комсомольск-на-Амуре присвоено почетное звание "Город трудовой доблести" за значительный вклад жителей в достижении Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность.

Эти награды являются признанием трудовых заслуг всех поколений комсомольчан, их вклада в развитие Хабаровского края, в победу в Великой Отечественной войне, послевоенное восстановление народного хозяйства, развитие промышленного и оборонного потенциала России.